Административная ответственность за нарушении требований законодательства о труде и об охране труда
Административная ответственность за нарушении требований законодательства о труде и об охране труда
1. Общие сведения об административной ответственности.
2. Административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (в ред. от 15 июля 2015 г.) (далее -КоАП).
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (в ред. от 15 июля 2015 г.) (далее - ПИКоАП).
Сокращения
Департамент госинспекции труда - Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
КГК - Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
1. Общие сведения об административной ответственности.
Согласно ст. 4.1 КоАП административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности. Если в течение одного года со дня окончания исполнения взыскания лицо, к которому оно применено, не совершит нового административного правонарушения, оно считается такому взысканию не подвергавшимся.
Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность, мерой чего является административное взыскание.
Описания административных правонарушений и административные взыскания, которые могут быть применены к совершившим их физическим лицам, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности, приведены в соответствующих главах и статьях КоАП - единственном законе об административных правонарушениях, действующем на территории Республики Беларусь.
Целями применения административных взысканий названы:
к физическому лицу - его воспитание, а также предупреждение совершения новых правонарушений как им самим, так и другими физическими лицами;
к юридическому лицу - предупреждение совершения новых административных правонарушений
Единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь, является ПИКоАП. Этот порядок обязателен для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для других его участников.
Чтобы привлечь лицо к административной ответственности, необходимо установить его виновность в правонарушении, причем обязанность доказывать это возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс (за исключением случаев автоматической фиксации специальными техническими средствами некоторых нарушений Правил дорожного движения).
Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. (Но если против вас ведется административный процесс постарайтесь всё-таки доказать свою не виновность).
Физическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если оно вменяемо (т.е. у него отсутствуют хроническое или временное психическое расстройство, слабоумие и т.п., вследствие чего оно не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им) и при этом противоправное деяние совершено:
умышленно - т.е. с прямым (когда лицо сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления) или косвенным (когда сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично) умыслом;
по неосторожности - т.е. деяние совершено по легкомыслию (когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (когда лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им не были приняты все меры по их соблюдению.
Сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, должны толковаться в его пользу.
Согласно ст. 7.1 КоАП при наложении административного взыскания (в т.ч. установлении размера штрафа) учитывается:
для физических лиц - характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность лица, совершившего правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
для юридического лица - характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, а также финансово-экономическое положение этого лица.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий;
добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим 70 лет;
совершение административного правонарушения беременной женщиной.
Могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.
Отягчающими административную ответственность обстоятельствами признаются:
продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
совершение административного правонарушения повторно;
вовлечение в административное правонарушение несовершеннолетнего;
совершение административного правонарушения группой, т.е. совместно хотя бы двумя исполнителями-физическими лицами;
совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна совершившему его физическому лицу;
совершение административного правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием, что заведомо было известно совершившему правонарушение;
совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.
Не указанные в приведенном перечне обстоятельства не могут быть признаны отягчающими, а вот содержащееся в нем «совершение административного правонарушения повторно» в зависимости от характера правонарушения отягчающим может не признаваться.
Статьей 7.9. КоАП определены условия (наличие некоторых смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств), при которых взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в установленных в санкциях соответствующих статей пределах минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза, а в гл. 8 - основания для возможного освобождения от административной ответственности вовсе.
При определенных условиях (когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении и на возмещение вреда в случае его причинения, а также при отсутствии обстоятельств, указанных в ч. 7 ст. 6.5 КоАП) протокол об административном правонарушении не составляется. При этих условиях лицом, уполномоченным составлять протокол об правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. В иных случаях после составления протокола дело о правонарушении направляется по принадлежности для рассмотрения.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление но делу об административном правонарушении, может подать жалобу в течение 10 суток со дня объявления постановления, а отсутствовавшее при рассмотрении дела, - не позднее 10 суток со дня получения копии постановления. По истечении этих сроков постановление, если оно не было обжаловано, вступает в законную силу.
2. Административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.
Административные правонарушения, являющиеся нарушениями требований законодательства о труде и об охране труда, описаны в гл. 9 КоАП, а конкретно в статьях:
9.16. Отказ в приеме на работу;
(Статья 9.16. Отказ в приеме на работу
1. Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
2. Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.)
9.17. Нарушение правил по охране труда;
(Статья 9.17. Нарушение правил по охране труда
1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.)
9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений;
(Статья 9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений)
1. Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, – влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
2. Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража – влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.
3. Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.)
9.19. Нарушение законодательства о труде;
(Статья 9.19. Hарушение законодательства о труде
1. Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
3. Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
4. Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16–9.18 настоящего Кодекса и частями 1 и 3 настоящей статьи, причинившие вред работнику, – влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.)
9.20. Сокрытие страхового случая.
(Статья 9.20. Сокрытие страхового случая
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до ста базовых величин.)
Интересно в этой связи обратить внимание на ст. 9.25, которая предусматривает ответственность за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров, хотя работа на их основании регламентируется не трудовым, а гражданским правом.
(Статья 9.25. Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, – влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления – до пятнадцати базовых величин.)
Иногда наименование статьи КоАП не совсем точно отражает правонарушения, описанные в ее содержании. Например, ст. 9.17 называется «Нарушение правил по охране труда», а в описании правонарушения - «нарушение требований по охране труда», что шире правил и более соответствует определению, приведенному в ст. 4 Закона «Об охране труда»
(Статья 4. Требования по охране труда
Требования по охране труда – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах.
Требования по охране труда обязательны для исполнения работодателями и работающими.
При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.)
По упомянутым выше статьям КоАП за нарушения требований законодательства о труде и об охране труда из всего перечня возможных видов административных взысканий, установленных ст. 6.2 КоАП, применяется только штраф.
(Статья 6.2. Виды административных взысканий
1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 1, 2, 6, 7, 9 части 1 настоящей статьи.
3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9 части 1 настоящей статьи, налагаются только судом, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
4. Административные взыскания в виде административного ареста за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.27 настоящего Кодекса, а также в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, налагаются органами внутренних дел.)
Для более наглядного восприятия в таблице представлены некоторые сведения, характеризующие ведение административного процесса по административным делам о нарушении требований законодательства о труде и об охране труда
Статья КоАП |
Описание правонарушения |
Санкция (штраф в размере базовых величин) |
Кто имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье |
Органы, ведущие административный процесс, уполномоченные рассматривать дела о правонарушении по статье |
9.16. Отказ в приеме на работу |
Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони. Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным |
От 20 до 50 |
Уполномоченные на то должностные лица органов государственной службы занятости населения1; прокурор2 |
Суд (единолично судья районного (городского) суда) |
9.17. Нарушение правил по охране труда |
Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических и локальных |
От 5 до 40 |
Уполномоченные на то должностные лица органов: государственного санитарного надзора; государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде3; государственного надзора в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов4 |
Суд (единолично судья районного (городского) суда); органы государственного санитарного надзора5 (протоколы о которых составлены их должностными лицами); органы Департамента госинспекции труда6 (протоколы о которых составлены его должностными лицами) |
То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение |
От 15 до 50 |
|||
9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений |
1. Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров |
От 4 до 10 |
Уполномоченные на то должностные лица органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде |
Суд (единолично судья районного (городского) суда); органы Департамента госинспекции труда (протоколы о которых составлены его должностными лицами) |
2. Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража |
От 10 до 40 |
|||
3. Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке |
От 20 до 50 |
|||
9.19. Нарушение законодательства о труде |
1. Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы |
От 4 до 20, а на юридическое лицо – до 100 |
Прокурор8; уполномоченные на то должностные лица: органов КГК9; органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; органов государственной экспертизы условий труда10; |
Суд (единолично судья районного (городского) суда); органы КГК", (протоколы о которых составлены его должностными лицами); органы Департамента Госинспекции труда (протоколы о которых составлены его должностными лицами) |
2. Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка ее проведения, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации, содержащих недостоверные сведения |
От 20 до 50, а на ю р и д и - ч е с к о е лицо - до 100 |
|||
3. Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных стст. 9.16-9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19, причинившие вред работнику |
От 2 до 20 |
|||
9.20. Сокрыт и е страхового случая |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
От 2 до 10, на индивидуального п р е д п р и - ни мате- ля - от 10 до 50, а на юридическое лицо - от 50 до 100 |
Уполномоченные на то должностные лица: органов КГК; органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде |
Органы КГК (протоколы о которых составлены его должностными лицами); органы Департамента Госинспекции труда (протоколы о которых составлены его должностными лицами) |
9.25. Нарушение требований заключения гражданско- правовых договоров |
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством |
На индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере 10 % от суммы до говора, а при невозможности ее установления - до 15 базовых величин |
Уполномоченные на то должностные лица: органов КГК; органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде |
Органы КГК (протоколы о которых составлены его должностными лицами); органы Департамента Госинспекции труда (протоколы о которых составлены его должностными лицами) |
1 Наделение должностных лиц полномочиями на составление протоколов - постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2011 г. № 24.
2 Согласно п. 7 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП.
3 Наделение должностных лиц полномочиями на составление протоколов - постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 30.
4 Предусмотрено редакцией ПИКоАП от 4 января 2016 г., вступающей в действие с 4 апреля 2016 г.
5 От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители.
6 От имени органов Департамента госинспекции труда дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор, начальники управлений, отделов департамента и их заместители, начальники межрайонных отделов областных управлений департамента и их заместители.
7 Согласно п. 7 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП.
8 Только о правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.19 ПИКоАП.
9 Только о правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 9.19 ПИКоАП.
10 От имени органов КГК дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Председатель КГК и его заместители, директор Департамента финансового мониторинга КГК и его заместители, начальники главных управлений (управлений) и их заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и их заместители, председатели межрайонных комитетов государственного контроля и лица, их замещающие, начальники органов финансовых расследований и их заместители.