Ответственность за нарушение требований охраны труда
На нанимателя возлагаются обязанности по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, что предусмотрено ст. 226 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и ст. 17 Закона «Об охране труда»1. Соответственно, и работник имеет обязанности в области охраны труда (ст. 232 ТК, ст. 17 Закона).
Согласно ст. 44 Закона «Об охране труда» работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная.
1. Порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственность определен гл. 14 ТК.
Согласно ст. 197 ТК, чтобы квалифицировать проступок работника как дисциплинарный, необходимо наличие следующих обстоятельств:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей;
- поведение работника должно быть противоправным.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей может выражаться в нарушении требований законодательства, правил внутреннего трудового распорядка, обязанностей по трудовому договору (контракту), должностных инструкций, положений, приказов (распоряжений) нанимателя, технических правил и т.п.2
Все указанные признаки должны присутствовать в совокупности. Если хоть одно из обстоятельств отсутствует, поведение работника не является дисциплинарным проступком, следовательно, он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
(противоправным - признается такое поведение (действие или бездействие) работника, при котором он не исполняет или не должным образом исполняет возложенные на него трудовые обязанности
1Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3.
2 Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников»)
Постановлением «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»3 выделены нарушения, которые судам следует учитывать как дисциплинарные проступки. В частности, в этот перечень включены отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения в установленном порядке в рабочее время медицинских осмотров работниками некоторых категорий; отказ от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и др.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.
Отказ от выполнения работы, не входящей в круг трудовых обязанностей работника либо выполнение которой противопоказано по состоянию здоровья, а также от выполнения общественного поручения, не является нарушением трудовой дисциплины и не влечет применение мер дисциплинарного взыскания. Кроме того, неисполнение работником трудовых обязанностей по не зависящим от него причинам не, может рассматриваться как дисциплинарный проступок
(3 Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2.)
Алгоритм привлечения работника к дисциплинарной ответственности:
1. Оформление факта совершения работником дисциплинарного проступка (докладная записка, акт или др.);
2. Получение объяснений от работника, допустившего нарушения;
3.Оформление распорядительного документа о дисциплинарном взыскании (приказ, распоряжение).
Следует учитывать, что за каждый проступок (с учетом его тяжести, обстоятельств, при которых он совершен) может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 3 ст. 198 ТК).
Однако независимо от применения соответствующей меры дисциплинарного взыскания (замечания, выговора, увольнения) к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, могут быть применены такие меры, как лишение премии, изменение времени предоставления трудового отпуска и др. (ч. 4 ст. 198 ТК). Эти дополнительные меры не являются мерами дисциплинарного взыскания и применяются наряду с ними.
Одним из оснований увольнения по инициативе нанимателя и одновременно мерой дисциплинарного взыскания является расторжение трудового договора за однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п. 9 ст. 42 ТК).
2. Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), а порядок привлечения к ней - Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.
За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости.
В сфере нарушений законодательства о труде административная ответственность установлена, в частности, за:
- отказ в приеме на работу (ст. 16 КоАП);
- нарушение правил по охране труда (ст. 9.17 КоАП);
- нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (ст. 9.18 КоАП);
- нарушение законодательства о труде (ст. 9.19 КоАП);
- сокрытие страхового случая (ст. 9.20 КоАП);
- нарушение требования заключения гражданско-правовых договоров (ст. 9.25 КоАП)
Кроме того, административная ответственность установлена за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8 КоАП), правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6), правил пользования электрической или тепловой энергией (ст. 20.10), правил эксплуатации тепловых сетей (ст. 20.11), правил эксплуатации электрических или тепловых установок (ст. 20.12), порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (ст. 21.6), порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследованиях (ст. 21.9), непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах (ст. 21.10), воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы (ст. 23.2), умышленные повреждения или срыв печати (пломбы) (ст. 23.35), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 23.56), требований по безопасному ведению работ (ст. 23.61), правил учета, хранения, транспортирования или использования взрывчатых материалов (ст. 23.62 КоАП), и др.
В гл. 18 КоАП выделены правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
В таблице 1 приведены размеры штрафа за перечисленные выше административные правонарушения4.
Таблица 1
№ст. КоАП |
Административное правонарушение |
Размер штрафа в базовых величинах |
|
|
9.16 |
Отказ в приеме на работу |
От 20 до 50 |
|
|
9.17 |
Нарушение правил по охране труда |
|
||
Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах |
От 5 до 40 |
|
||
То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение |
От 15 до 50 |
|
||
9.18 |
Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений |
|
||
Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров |
От 4 до 10 |
|
||
Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража |
От 10 до 40 |
|
||
Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке |
От 20 до 50 |
|
||
9.19 |
Нарушение законодательства о труде |
|
||
Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы |
От 4 до 20, На юридическое лицо - до 100 |
|
||
Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения |
От 20 до 50, на юридическое лицо - до 100 |
|
||
Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16-9.18 причинившие вред работнику |
От 2 до 20 |
|
||
9.20
|
Сокрытие страхового случая |
|
||
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
От 2 до 10, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50, на юридическое лицо - от 50 до 100 |
|
||
|
||||
№ст. КоАП |
Административное правонарушение |
Размер штрафа в базовых величинах |
|
|
9.25 |
Нарушение требований заключения (гражданско-правовых договоров) |
|
||
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством |
на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10% от суммы договора, а при невозможности ее установления - до 15 базовых величин |
|
||
16.6 |
Нарушение нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности |
|
||
Нарушение требований нормативных правовых актов, в т.ч. технических, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, если в этих деяниях нет состава преступления |
предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин |
|
||
16.8 |
Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов |
|
||
Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила |
до 30, на индивидуального предпринимателя - до 50 на юридическое лицо - до 200 |
|
||
20.10 |
Нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией |
|
||
Самовольное подключение приемников электрической или тепловой энергии, либо безучетное потребление такой энергии, либо повреждение расчетных приборов учета расхода такой энергии или нарушение схем их подключения, либо самовольный забор сетевой воды из систем теплоснабжения, а равно иные нарушения правил пользования электрической или тепловой энергией |
штраф в 5-кратном размере суммы причиненного ущерба |
|
||
20.11 |
Нарушение правил эксплуатации тепловых сетей |
|
||
Прокладка и подключение трубопроводов, не предусмотренных утвержденными проектами теплоснабжения, без допуска органов государственного энергетического надзора либо непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период, а равно иные нарушения правил эксплуатации тепловых сетей, которые вызвали или могли вызвать повреждение тепловых сетей, или перерыв в подаче тепловой энергии потребителям, или причинение иного ущерба |
От 1 до 20, на индивидуального предпринимателя - до 100, на юридическое лицо - до 500 |
|
||
20.12 |
Нарушение правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок |
|
||
Нарушение правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок, создающее угрозу жизни и здоровью людей, гибели животных, возникновения пожара или аварии |
От 5 до 30, на индивидуального предпринимателя - от 30 до 100, на юридическое лицо - от 30 до 500
|
|
||
|
|
|
||
№ст. КоАП |
Административное правонарушение |
Размер штрафа в базовых величинах |
|
|
21.9 |
Нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследования |
|
||
Непредставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях зданий и сооружений, их частей и элементов конструкций либо материалов расследования аварий, а также нарушение установленного порядка их расследования или непроведение расследования этих аварий |
От 4 до 10 |
|
||
21.10 |
Непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах |
|
||
Непредставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях на опасных производственных объектах |
От 10 до 30 |
|
||
23.2 |
Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы |
|
||
Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению |
От 10 до 50 |
|||
23.35 |
Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы) |
|
||
Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной уполномоченным должностным лицом |
От 6 до 10 |
|||
23.56 |
Нарушение законодательства о пожарной безопасности |
|
||
Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации |
Предупреждение или наложение штрафа в размере до 30, юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 |
|||
Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара |
От 30 до 50 |
|||
23.61 |
Нарушение требований по безопасному ведению работ |
|
||
Нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом требований по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов или государственный энергетический надзор |
От 4 до 20, на индивидуального предпринимателя - от 15 до 30 |
|||
То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение |
От 20 до 50, на индивидуального предпринимателя - от 30 до 60 |
|||
23.62 |
Нарушение правил учета, хранения, транспортирования или использования взрывчатых материалов |
|
||
Нарушение правил учета, хранения, транспортирования или использования взрывчатых материалов в отраслях промышленности или на объектах, подконтрольных органам, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов |
От 15 до 40 |
|||
№ст. КоАП |
Административное правонарушение |
Размер штрафа в базовых величинах |
|
|
21.6 |
Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) |
|
||
Нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) |
От 4 до 10 |
|||
То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение |
От 6 до 15 |
|||
Эксплуатация или передача- в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию |
От 2 до 10, на индивидуального предпринимателя - до 50, на юридическое лицо - до 200 |
|||
Нарушение установленных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, выполнение которых было перенесено при приемке объектов (очереди строительства, пускового комплекса) в эксплуатацию |
От 4 до 10, на индивидуального предпринимателя - до 50, на юридическое лицо - до 200 |
3. Уголовная ответственность за преступления в сфере охраны труда предусмотрена ст. 302-306 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее - УК).
Если совершение нарушений требований безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение, повлекло профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, то это лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 306 УК.
За нарушения, предусмотренные ст. 306 УК, предусмотрены виды наказаний, представленные в таблице 2.
Ответственность по ст. 306 УК несут только должностные лица, на которых в силу их должностныхобязанностей или по приказу (распоряжению) нанимателя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда на определенном участке работы. Руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения, либо дали указания, противоречащие требованиям охраны труда, либо, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили безопасность при их проведении5.
Если нарушение требований охраны труда, повлекшее наступление последствий, предусмотренных ст. 306 УК, допущено лицом, не являющимся должностным, его ответственность наступает за преступление против жизни и здоровья человека.
(5Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2005 № 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст.ст. 302 - 306 УК)» (п. 7))
Таблица 2
№ ст. УК |
Нарушения правил охраны труда должностным лицом |
Возможное наказание за данное нарушение |
Ч. 1 ст. 306 |
Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения |
Штраф; исправительные работы на срок до 2 лет; ограничение свободы на срок до 3 лет; лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
Ч. 2 ст. 306 |
Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения 2 или более лицам |
Ограничение свободы на срок до 5 лет; лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |
Ч. 3 ст. 306 |
Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть 2 или более лиц |
Лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения |